Вторник, 13.11.2018, 19:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Венок Серебряного века. Мирослав Савин

Статьи

Главная » Статьи » Статьи

КОМПОЗИТОР МИРОСЛАВ САВИН. НА ВОЗДУШНЫХ ПУТЯХ.

"Книга должна быть исполнена читателем, как соната..» Я пишу, чтобы добраться до сути, выявить суть, вот основное. И тут нет места звуку вне слова, слову вне смысла, тут - триединство".

М.Цветаева "Рукопись - черновик сонаты ".

О.Мандельштам

 

4 октября на Мойке, 12 состоялся вечер "Венок серебряного века". Выступал ансамбль Мирослава Савина. С гитарами - он и Ирена Сасси, со скрипкой -Елена Тетеркина, с виолончелью - Михаил Урываев. Музыку на стихи поэтов Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Владислава Ходасевича, Георгия Иванова, Георгия Адамовича, Владимира Набокова, Ивана Бунина, Алексея Решетова, Юрия Лосева - написал Мирослав Савин. Вместе с Иреной Сасси, своей верной союзницей, он уже около 20 лет выступал в вокальном дуэте. Теперь настало время петь в сопровождении ансамбля.

Началась программа с чтения Мирославом стихотворения Г.Иванова "Мелодия становится цветком", ставшего заставкой вечера. Время от времени ансамблевое и вокальное исполнение вновь перемежалось чтением стихов. Одним из последних стихотворений стало набоковское - "Мы с тобою верили в связь бытия". И в промежутке между этими акцентами было вольготно философской лирике знаменитых поэтов. Вот несколько строк из размаха ее тем:

"На стекла вечности уже легло мое дыханье, мое
тепло".
(О.Мандельштам)
"Вся наша жизнь прошла, а это не пройдет".
"С бесчеловеческой судьбой какой же спор, какой же
бой",
"Мне хочется немного нежности от ненавидящих
меня".
(Г.Иванов)
"Жизнь, не зная, смерть, не помня"
(В.Ходасевич)
"Терпеньем жизнь испытывает нас,
чтоб там, где спросят, что такое счастье,
как в школе руку первыми поднять... "
(Г.Адамович)
"Моя божественная лира
С твоей гитарою - сестра".

В последовательности исполнении стихов был сюжет. Вспомнилось Бетховенское — через страдание - радость. Читал Мирослав просто и точно, понимая неслучайность каждого слова. Для него не только музыка, но и поэзия была родной стихией. У Алексея Решетова прозвучала строчка: "Улыбалось иногда чудом найденное сяово". Но еще большее восхи щение вызывала чудом возникающая музыка, готовая вступить в диалог с даже с самыми трудными для восприятия с голоса стихами. Казалось, что в композиторе легко вспыхивала перекличка двух голосов, двух стихий. И этот диалог производил завораживающее воздействие, выходить из этого состояния наваждения не хотелось. М.Цветаева писала, что состояние творчества - это наваждение. У ансамбля еще нет названия. И вдруг строчка пастернаковских стихов проявила суть происходящего: "Постой, в посаде, куда ни одна нога не ступала, лишь ворожеи..." У О.Мандельштама есть похожее: "Чтоб смолою соната джина проступала из позвонков".

Исполнение Мирославом дает холодок преображения по позвоночнику.

"Чудится мне на воздушных путях двух голосов перекличка" /Ахматова/ пока перекличка музыки и поэзии, но, может быть, в природе музыки Мирослава Савина заложена возможность приближения к той музыке первоистока, которая по словам Мандельштама "предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта."

Диалог ширится, перекличка рождает все новые ассоциации, вспоминаются слова М.Цветаевой о музыкальных инструментах, и понимаешь, что состав ансамбля ведь не случаен.

"Посмотрим, всё ли мы с тобою в дружбе,
виолончель моей души".

А вот о скрипке:

"Недосказанностью тишины
Заговаривающие жизнь,
Страдивариусами в ночи
Проливающиеся ручьи".

 

Волшебство ручьев - неотъемлемая часть музыки Мирослава. Но однозначности быть не может. Марина Цветаева писала и об органе и о флейте. Другие поэты - о своих любимых инструментах.

Слова М.Цветаевой в эпиграфе этой заметки имеют продолжение: "Что есть чтение - как ни разгадывание, толкование извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов Стих только тогда убедителен, когда проверен математической (или музыкальной, что то же) формулой". (Поэт о критике).

Слушатели расходились вдохновленные, завороженные таким опытом интеллектуального и художественного постижения поэзии и музыки, надеясь на новые встречи.

 

Г.Пржиборовская

Категория: Статьи | Добавил: admin (05.03.2009)
Просмотров: 1398